Суд признал законной регистрацию товарного знака "Шаляпин", не усмотрев в нём ассоциаций с именем прославленного русского баса. Ранее бороться с использованием фамилий родителей в коммерческих целях уже приходилось Константину Райкину и дочери Юрия Гагарина. Практика рассмотрения таких споров остается крайне противоречивой. Действующий Гражданский кодекс РФ запрещает регистрацию в качестве товарных знаков имен, псевдонимов, портретов и факсимиле известных в России лиц без согласия наследников, вот только вопрос известности оценивается крайне субъективно. Права на спорные обозначения нередко заявляют и однофамильцы знаменитостей.
"Безусловно, бренды с фамилиями исторических личностей уже заранее узнаваемы, легче запоминаются и не требуют соответствующих расходов на рекламу, — отметила корреспонденту интернет-газеты "Новый проспект" юрист Кристина Воженникова из юридической фирмы "Интеллектуальный капитал". — Поэтому закон запрещает регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков без согласия наследников исторических персон. При этом оценивается ассоциация у современных потребителей — известность личности на дату подачу заявки". По мнению эксперта, для регистрации фамилии и имени как наименования собственного бренда необходимо, чтобы они обладали различительной способностью. "Такого эффекта можно добиться путем создания неповторимого комбинированного обозначения, в котором словесный элемент будет сочетаться с набором изобразительных. В свою очередь, регистрация фамилии известного политика либо иного деятеля, даже если такую заявку подает его однофамилец, исходя из сложившейся практики признается противоречащей общественным интересам", — констатировала она.